Civilization VI, явленная миру стараниями Firaxis, почти сразу же после релиза была названа лучшей из серии. Что, казалось бы, закономерно – но далеко не каждой франшизе удается сделать новую игру лучше предыдущей.
Шестой «виток» Civilization претерпел изменения, улучшения и кое-чего приобрел – что сделало игру ещё более захватывающей, несмотря на предложенные часы геймплея. И все же, игра продолжает быть старой знакомой Civilization, где нужно построить свою Империю, расширяя города, армию и исследуя культуру с наукой – и так от каменного века до космической эры. Дипломатия, религия, торговля – все нужные инструменты для разделения и властвования есть и они же делают Civilization VI самой многогранной игрой. А мы делаем её обзор.
- Платформа: PC.
- Дата выхода: 20.2016.
Рекомендуемые системные требования Civilization VI:
- Win 7/8/10 (x64);
- Intel Core i5 2.5GHz/AMD FX8350 4GHz;
- RAM 8GB;
- NVIDIA 770 2GB/AMD 7970 2GB;
- 12GB свободного места.
Минимальные: Win 7/8/10 (x64); Intel Core i3 2.5GHz/AMD Phenom II 2.6GHz; RAM 4GB; NVIDIA 450 1GB/AMD 5570 1GB; 12GB свободного места.
Civilization VI: как достать соседа
Этот раздел обзора на Civilization VI называется так неспроста, потому что речь, в первую очередь, пойдет о графике. А что ещё первым бросается в глаза, как не картинка? И пусть сеть все ещё разрывает о спорах, насколько она важна – не обсудить её в данном случае будет упущением.
Дело в том, что графически Civilization стала более яркой, красочной и… «мультяшной». И действительно напоминает таковую из Neighbours from Hell, только образца 2016 года, естественно. Так что игрокам, которые привыкли или предпочитают певдореализм немного «ударит» по глазам и восприятию. Скорее всего, это связано со сменой движка, на котором сделана игра.
Рассматриванию карты, впрочем, такой визуальный подход не мешает – а очень даже наоборот. Её хочется рассматривать и рассматривать, и рассматривать… Но они так же информативны – что не дает забыть, о чем вообще игра и какая у неё цель. А цель Civilization VI в том, чтобы взять как можно больше от игры (что, впрочем, является перманентной целью любой из игр). Выбор даже расположения тех или иных структур может оказаться критическим. Например, можно поставить «священный монумент» и наслаждаться бонусами веры, а с другой стороны – почему бы туда не поставить пару заводов и не пожинать плоды производства?
Civilization VI: города
Теперь любой город делится на «районы» - каждый из которых отвечает за тот или иной аспект городской жизни (всего их около 11). Что рано или поздно приведет к тому, что каждому городу придется «присвоить» особую специализацию – один отвечает за развитие науки и техники, другой – за военную мощь, третий – город-«Уолл Стрит» и так далее. Стало ли от этого лучше? Пока не до конца понятно, но это изменение скорее как последствие другого – города теперь занимают не одну «клетку», а сколь угодно много (что логичнее, чем было до этого) – а потому кажется как минимум закономерным, логичным и правильным.
Из-за того, что каждый раз игра происходит на случайной карте – то, как расположить районы, Чудеса и производства так, чтобы потерять поменьше и получить побольше. И под «получить побольше» не обязательно подразумевается материальная выгода.
К тому же, в Civilization VI – в отличие от предшественницы – уровень счастья свой у каждого города, а не «общеимперский». И в основном он будет поддерживаться наличием ресурсов, требуемых для поддержания хорошей жизни в городе – то есть, остается лишь правильно подобрать местность где ставить город. Но это не значит, что районы можно лепить как попало – районы-соседи «взаимозависимы», то есть могут влиять друг на друга. И негативно, и позитивно.
Так же изменилась «политика партии» касательно местности, где ставишь город. Например, то же общее благополучие будет зависеть от наличия (или отсутствия) чистой питьевой воды. Грубо говоря, город глубоко в пустыне, саванне и порой степи сильно уж большим и процветающим не получится.
Так же, Чудеса Света в Civilization VI уже не смогут принадлежать все сразу одному городу (хотя, если очень захотеть…) – у каждого из них будут свои «условия» размещения, например, Пирамиды – только в пустынной местности и тому подобные.
Древо прокачки и прогресса тоже не осталось нетронутым, что привнесло игрового разнообразия, большее количество вариантов развития и уничтожило «туннельность», собственно, роста цивилизации. Например, выбор формы правления – что достигается путем следования по одной из веток, дает разные бонусы, слоты для карт (которые, в свою очередь, ведут к последующим массивам разнообразных бонусов), которые характерны именно для выбранной формы правления – будь то автократия или теократия. А карт-то разнообразных – десятки и комбинировать их можно как душе угодно, что создаст дополнительные варианты и так далее и тому подобное. Само собой, лучше не прыгать с одной формы правления на другую слишком часто – потому как для каждой заготовлены ещё бонусы, которые открываются только со временем, как бы мотивируя придерживаться выбранного курса.
В общем, Civilization VI настолько многослойная, что загадка «сидит дед, во сто шуб одет» приобретает совершенно новый смысл. Это если ещё не упоминать факта того, что вся шестая часть по-большому счету одно массивное наслоение некоторых структур предыдущих игр на новый лад поверх новых.
Такие разные нации
Нации-соседки цветут и пахнут под предводительством одного из пары дюжин «встроенных» лидеров, у каждого из которых своя модель поведения, напрямую зависящая от их интересов. Иной раз эти интересы настолько загадочны, что приводят к непредсказуемым поворотам. Дипломатические отношения – будь то через переговоры или шпионаж – позволяют увидеть почему они недовольны вами (или довольны) и что можно предпринять, чтобы исправить это (или ухудшить). Королева Виктория будет симпатизировать нациям, вышедшим с того же континента, что и Англия, а Клеопатра – нации с сильной армией. Есть ещё сокрытые мотивы – кому-то может очень не понравится, если ваша цивилизация будет богаче, чем их или нравится, что у вас высокая плотность населения. Но все это будет отличаться и меняться для каждой новой игры, делая опыт неповторимым.
Мотивы могут показаться нерациональными, но это только добавляет человечности этим «бездушным» правителям, не так ли? И будет очень интересно – не говоря уж о том, что невероятно сложно – лавировать в этом океане интересов так, чтобы: а) не сбиться с курса завоевания мира; б) не насолить соседям сверх меры. Балансировать чаши этих весов можно «мануально» - на помощь придут торговля, посольства и даже дружелюбие. Интересно и то, что, опять же, чтобы узнать о мотивах и интересах, нужно набрать нужное количество очков взаимоотношений – но когда натыкаешься на новую страну и она тебя вдруг очень не любит, то узнать, почему, представляется почти невозможным, ведь на контакт они идут неохотно. Но и это не панацея, потому как в силу свой «человечности» настроения любого из союзников (или противников) могут меняться от дружелюбия до агрессии (и наоборот) за считанные секунды – что поделать, устоять перед какой-нибудь сочной открывшейся возможностью удается далеко не всем.
Единственный серьёзный баг, который удалось обнаружить поигравшим – и о котором было бы нечестно не упомянуть в обзоре на Civilization VI – это управляемые компьютером армии противника. Они, мало того, что провоцируют и порой атакуют по абсолютно непонятным причинам, так ещё и атаки их настолько топорные, что победить не так уж сложно, вне зависимости от выставленной сложности игры. Некоторые так же нарекают на дипломатию, мол, она выглядит какой-то слегка недоделанной, «пробным экспериментом» и вообще будто бы «выпала» из предыдущей части игры (которая, напоминаем, вышла аж 6 лет назад). Но, возможно, игра просто слишком хороша и по инерции хочется найти в ней хоть что-нибудь «не то» - ну не может же она быть идеальной в самом-то деле!
Самый волнующий из обновлений момент – «Эврика!» Это что-то вроде побочных квестов, которые можно найти на каждом шагу древа развития и их выполнение позволит изучить выбранный шаг быстрее. Вкупе с рандомизированными картами и выбранным курсом цивилизации такая система может привести (или довести) до того, что выбираться будут такие шаги и повороты, которых бы вы, пребывая в здравом уме и доброй памяти, не совершили – а это, между прочим, уже добавляет разнообразия. То есть ещё и опять добавляет разнообразия в игровой процесс Civilization VI.
Все эти эффекты так же действуют и применяются в режиме мультиплеера – хотя, как известно, многопользовательские стратегии больше похожи на бунт на корабле, чем на стратегии. Потому что кто кого атакует, почему и для чего порой очень проблематично понять. Да и некогда.
Civilization VI: техническая сторона медали
Игра достойно ведет себя на всех доступных платформах – да и, по сравнению со многими новинками, вышедшими примерно в том же временном промежутке, не так уж много требует. Экраны загрузки, возможно, несколько медлительны, но скучать не придется – потому что вам красиво будут рассказывать о том, как хорош и прекрасен выбранный вами лидер.
Падения и вылеты наблюдаются, но они очень и очень редки – можно сказать, исключительны. Скажем, не столь критичны – все равно будете зависать в этой восхитительной стратегии до утренних криков петухов. На очень слабых машинах, впрочем (которые балансируют на грани минимальных системных требований) играть почти невозможно даже на минимальных настройках графики и с самой «базовой» и нетребовательной анимацией сражений. Что досадно, ведь из Civilization VI получилась бы чудесная игра для мобильных устройств.
Приятно осознавать, к слову, что игра вышла целой, а не будет сборником-пэтчворком из кучки дополнений, как то уже когда-то было и чем игровая индустрия в принципе огорчает последние несколько лет. Конечно, они могут ещё появиться, но это, скорее всего, будут всякие мелочи.
Последние патчи были направлены на коррекцию поведения искусственного интеллекта игры – не думайте, игра все так же хочет выиграть и переиграть вас – но апгрейд сделал её поведение менее необоснованным. Так же добавляют новые сценарии и типы карт.
Civilization VI: а напоследок я скажу
Шестая часть Civilization наверняка запомнится игрокам как первая игра серии, которая с первого же релиза вышла самой что ни на есть полной – насколько вообще возможно и по сравнению с предыдущими. Конечно, большая часть всех решений – «переиначенные» из предыдущих частей, но ведь полно и новых решений – «расширенные» до размеров нескольких клеток города, изменяемые формы правления и правительства, бонусы и «эврики» исследований, мотивы и настроения правителей-соседей. Но на данный момент времени Civilization VI по праву можно считать самой полной, объемной, увлекательнейшей и вызывающей глобальной игровой стратегией.
Исследуй, расширяй, эксплуатируй, уничтожай!